+7 4956283580
Кузнецкий мост Курская Таганка Маросейка Маяковская Проспект мира Крылатское Белорусская 2961



Доказано: красота заставляет людей невольно подражать себе


24.09.2009
новость
Красота – страшная сила. Психологи экспериментально выяснили, как она влияет на поведение человека. Доказано, что бросив даже беглый взгляд на привлекательное лицо, люди становятся доверчивыми и начинают невольно подражать объекту своего восхищения. 

Психолог Маттейс ван Левен из голландского Университета Неймеген далеко не первый, кто изучает влияние привлекательных людей на окружающих. Один из самых громких экспериментов в этой области прошел еще в 1972 году в Университете Миннесоты. Психолог Карен Дион собрала в своей лаборатории группу студентов и выдала каждому по конверту с фотографиями неизвестных людей и пустыми бланками. Студенты должны были изучить лица на фотокарточках и заполнить анкету - написать подробную характеристику на каждого человека. Перед тем как раздать фотографии студентам, психолог показала их еще одной команде добровольцев. Они оценили привлекательность людей на фотокарточках по специальной шкале. 

Вторая группа студентов этих оценок не видела, но их реакция на фотокарточки была похожей. В своих анкетах участники эксперимента наделяли привлекательных персонажей высоким интеллектом, добротой и другими положительными качествами. О людях с заурядной внешностью добровольцы отзывались невысоко. 

Результаты эксперимента Дион быстро стали известны ее коллегам, и этот опыт повторили многие психологи по всему миру. Но Маттейс ван Левен пошел дальше: он решил выяснить, может ли внешность одного человека заставить другого совершать неосознанные поступки.

Компьютерные модели, созданные в Регенсбургском университете, оказались очень кстати. Ученый подобрал ряд персонажей - привлекательных и не очень. А потом провел эксперимент. Он раздал участникам опыта разноцветные карандаши и бумагу и попросил их раскрасить сложную геометрическую фигуру, состоящую из множества секторов. Больших умственных усилий эта задача не требовала. Ван Левен сказал добровольцам, что будет изучать, как они воспринимают цвета. На самом деле это его совершенно не интересовало. Перед тем как участники эксперимента приступили к работе, он выдал каждому образец - листок, якобы раскрашенный другим добровольцем. К большинству анкет были приложены «фотографии» - компьютерные красавицы-модели и их специально созданные непривлекательные противоположности. 

Выданные ученым образцы сильно влияли на подопытных. Одни участники эксперимента восприняли пример буквально и скопировали готовое решение. Другие, наоборот, старались избегать в своих работах какого-либо сходства с образцом. Оказалось, что такое отношение во многом определяет приложенный к анкете портрет. Участники эксперимента подражали привлекательным персонажам и не хотели иметь ничего общего с некрасивыми. 

«Давно известно, что внешность человека влияет на то, как к нему относятся окружающие, - говорит ван Левен. - Но мы совсем не ожидали, что пара взглядов на фотографию может изменить поведение в такой степени. Это происходило совершенно автоматически!» 

Данный эффект, считает ученый, не может объясняться одними только эстетическими соображениями, он должен иметь биологическую подоплеку. С ним согласен его коллега из Калифорнийского университета в Сан-Диего Петр Винкельман. «Привлекательные черты наилучшим образом соответствуют характерным для человеческих лиц пропорциям, - рассуждает Винкельман. - Обрабатывая информацию, мозг обычно отдает приоритет именно таким, типовым образам. Этого может оказаться достаточно, чтобы сознание сделало акцент на обладателе привлекательной наружности». 

Его предположения уже подтверждены экспериментально. Цзе Сюй из британского Университета Халла показывала подопытным геометрические фигуры на экране. Эти объекты резко появлялись и исчезали, а участники эксперимента должны были заметить их расположение и сообщить исследовательнице. Они не знали, что в это же время на экране на считаные доли секунды появлялись изображения человеческих лиц. 

Мозг добровольцев реагировал на портреты красивых людей - они отвлекались и хуже справлялись с заданием. Некрасивые лица им совершенно не мешали. Такая реакция - не приобретенная, а врожденная особенность человеческого мозга, считает Алан Слейтер из Университета Эксетера. Он демонстрировал фотографии людей грудным младенцам и регистрировал движения их глаз. Портреты привлекательных людей доставляли детям удовольствие - они надолго задерживали на них взгляд. А психиатру из Гарвардской медицинской школы Хансу Брейтеру удалось доказать, что это удовольствие - самое неподдельное. Участники его опыта разглядывали фотокарточки, находясь внутри томографа. При виде фотографий красивых людей в их мозгу активировались центры удовольствия.

Поделиться

Возврат к списку



Напишите Директору Сотрудничество
Мысль дня:

Приятно смотреть на благородных; быть в их обществе - благо. Да будет всегда счастлив тот, кто не видит глупцов.

Наш форум Сдай квартиру вегетарианцу
случайное фото
_MG_6887.jpg




рецепты
личный кабинет
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?