Альберт Эйнштейн: Мир, каким я его вижу
28.01.2010
![]() |
В 1949 году книга "Mein Weltbild" вышла в Нью-Йорке в авторизованном переводе на английский под названием "The world as I see it". Предлагаемый отрывок взят мною из этого издания. В русском переводе, насколько мне известно, этой книжки нет.
Михаил Вайнер
Какая странная у нас, смертных, участь! Все мы приходим в этот мир на короткий срок, никто не знает, зачем он родился, хотя иногда мы думаем, что интуитивно знаем, зачем. В общем, исходя из опыта быстротекущих будней можно сказать, что живем мы для людей, прежде всего ради тех, чья любовь и благополучие составляют наше счастье; потом ради тех незнакомых нам лично, но с чьими судьбами нас соединяют узы симпатии. Сотни раз на дню я напоминаю себе, что вся моя душевная и деятельная жизнь зависит от труда других людей, живых и мертвых, и мне следует вернуть той же мерой, какой я брал и продолжаю брать. Я склонен к простому образу жизни, и меня часто мучает мысль, что слишком пользуюсь плодами чужого труда. Классовое разделение людей, на мой взгляд, противоречит справедливости и, в конечном счете, основано на насилии. Уверен я и в том, что простая жизнь хороша для всех, благотворна для физического и психического здоровья.
В личную свободу человека, в философском смысле, я абсолютно не верю. Каждый из нас действует не только под давлением внешних сил, но и по внутренним побуждениям. Мысль Шопенгауэра, что "каждый человек может поступать как хочет, но не может хотеть как хочет" поразила меня еще в ранней юности, служила постоянно мне в утешение, помогала переносить с терпением тяжкие испытания, выпадавшие на мою долю и на долю моих современников. Сознание этого облегчает чувство ответственности, которое так часто парализует волю, позволяет относиться к себе и к другим не слишком серьезно, помогает воспринимать мир с должным чувством юмора.
Задаваться вопросами о смысле или о предназначении собственной судьбы, или о творении вообще всегда казалось мне, с объективной точки зрения, полнейшим абсурдом. Но у каждого из нас есть устоявшиеся идеалы, они определяют направление наших усилий и характер наших суждений. Поэтому я никогда не считал благополучие и счастье конечной целью человеческого существования. Такой этический уровень, полагаю, приемлем более в стаде свиней.
Истина, Доброта, Красота - эти идеалы, освещавшие мой путь в трудные времена, укрепляли во мне мужество и не давали падать духом. Без чувства товарищества с единомышленниками, без стремления к цели, вечно недостижимой в искусстве и научных исследованиях, жизнь показалась бы мне пустою.
Та цель, к которой обычно стремятся люди - собственность, внешний успех, роскошь, - всегда казалась мне достойной презрения.
Подробнее читайте в разделе "Культура"
Поделиться